Лучшая служба, которую может сослужить вам книга, это не только сообщать истину, но заставлять задумываться над ней. (Элберт Хаббат)

среда, 26 октября 2011 г.

Библиотека - центр притяжения! (?) (часть 3)


Набрела на Журнал "Школьная Библиотека". В ней в очередной раз наткнулась на  тему привлечения учеников в библиотеку. Хоть статья, как и выпуск журнала уже не очень свежие, но тема по-прежнему остается животрепещущей… Ведь проблема превращения библиотек в центры притяжения учеников до сих пор не решена на 100%. Статья в журнале "Школьная Библиотека" № 862010 (102) называется «Вернисаж научных открытий» Инновационная форма массовой работы библиотеки образовательного учреждения - стр. 22-24. Ссылка на издание: http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_SB/sc8-2010.pdf

 В статье освещается оригинальный подход к организации выставок в библиотеке. Автор статьи, Т.Л. МЫМРИНА (библиотекарь ФГОУ СПО «Димитровградский техникум информатики и управления», г. Димитровград, Ульяновская область), говорит о том, что библиотеки должны отойти от выставок – «демонстраций источников информации!» [Мымрина Т.Л. стр. 22, Эл. Ресурс: http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_SB/sc8-2010.pdf].  Они должны демонстрировать знания, некоторые из которых должны быть даны уже в готовом виде (ну что поделаешь: царствует век информации в виде полуфабрикатов), некоторые нуждаются  в открытиях и требуют активного участия учеников. Конечно же все это при условии заинтересованности самих школьников…. Н-даа… Теперь главное – заинтересовать. Что делать?!
Необходимо предоставить на обозрение учеников не набор книг по теме… А «проработать» эту тему, погрузить молодых людей в мир того или иного предмета. Для этого сам библиотекарь становится рассказчиком, открывает одну за другой двери в мир нового для учеников. Например, тема «правовое воспитание молодежи»Можно начать с простейшего. Повесить флаг страны, тут же найти в литературе информацию о символах каждого цвета, об истории создания флага… Затем плавно перейти к другим государственным символам страны (герб, гимн, свод законов, конституция…) Найти и выделить закладками главы и статьи в конституции, которые говорят о правах гражданина, его обязанностях и свободах… медленно но верно подводя к теме выборов. Здесь уже можно найти электронные источники со статистикой выборов по регионам России, говорящие об активности или пассивности населения. Параллельно сделать выборку видеороликов агитационных кампаний партий и политических деятелей. Сделать подбор материалов (с закладками) по теме ораторского искусства, оказания влияния на избирателей, техники манипуляции, стратегии предвыборного воздействия и политической метафорики и т.д. и т.п. Можно также попросить детей на отдельных листах бумаги написать свои лозунги,  агитационные призывы, соответствующие той или иной технике манипулятивного воздействия. Кроме того, можно сделать отдельный «пост» (часть стенда, часть парты, часть комнаты, отведенная на выставке под определенную тематику) про структуру выборов, процедуру заполнения избирательного бюллетеня, подсчет голосов, объявление результатов… От и до.. Но необходимо проработать эту тему – найти нужные статьи в учебниках, книгах, обозначить их закладками. Распечатать примеры бюллетеней, дать возможность отдать свой голос. Можно даже организовать кабинку  тайного голосования по своей тематике, со своими кандидатами, например, выбор лучших 3-х из 10 кандидатов – авторов школьной программы по литературе. И т.д. и т.п.  То есть, нужно не просто представить то, что нашли по теме, а проработать, прожить самостоятельно и дать прожить то же самое ученикам… И чем более активное участие Вы им сможете предложить, чем больше информации они будут вычитывать, выискивать шаг за шагом на Вашей выставке-демонтрации-практикуме знаний, тем лучше и интереснее.
Еще добавочными элементами активности могут быть вопросы на самопроверку в конце посещения выставки-демонстрации знаний.
 Т.Л. МЫМРИНА в своей статье дает следующие примеры:
«1) ЧТО ЕСТЬ ЧТО?
Формулу H2O Вы знаете благодаря науке «…».
Уравнение X+Y=Z Вы узнали, изучая науку «…».
Формулу I = U/R надо хорошо понять и твердо запомнить в науке «…».
P.S. Если Вы дополнительно ответите, что означают эти знаки и формулы, у Вас
есть шанс получить бонус за устный ответ на занятии.
2)  ЕСТЬ КТО?
Перед Вами список известных ученых России:
А.И. Бутлеров,
П.Л. Чебышев,
И.М. Сеченов,
А.Г. Столетов.
Задание: расставьте фамилии ученых согласно их принадлежности к наукам — математик, химик, физик, естествоиспытатель.» [Мымрина Т.Л. стр. 24, Эл. Ресурс: http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_SB/sc8-2010.pdf].

Да, да… автор нам предлагает включить некий элемент «подкупа» в самом хорошем смысле слова…  Привлечь учеников к  участию в демонстрации с помощью бонусов за устный ответ по соответствующим предметам. Ну, это конечно же нужно обсуждать и согласовывать с учителями-предметниками.
И тогда такая демонстрация-практикум позволит создать образовательное метапространство, соответствующее следующей схеме: «приобретение знаний - осмысление знаний - развитие интереса - последующее формирование потребности в чтении» [Мымрина Т.Л. стр. 22, Эл. Ресурс: http://www.rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali/files_SB/sc8-2010.pdf].
До следующей встречи. Спасибо за внимание. 


Живая классика

Свердловская областная библиотека для детей и юношества

вся школьная программа по литературе на одном сайте!

Библиотечно-информационный центр ИРО